On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 692
Зарегистрирован: 19.08.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 20:35. Заголовок: Элевсинские мистерии


Е. П. Блаватская
КОРНИ РИТУАЛИЗМА В ЦЕРКВИ И МАСОНСТВЕ

Сохраняемые во всей своей чистоте в течение бесчисленных веков, священные учения богов, из-за личных амбиций и эгоизма, были вновь извращены. Значения символов слишком часто осквернялись неподобающими истолкованиями, и очень скоро лишь элевсинские мистерии одни остались свободными от фальшивых и святотатственных нововведений. Они совершались в честь (Цереры) Деметры, или Природы, и праздновались в Афинах; в них была посвящена интеллектуальная элита Малой Азии и Греции.

Отсюда и сакральность ее продуктов в ритуализме — хлеба и вина. Отсюда также и древнее мессис, жертвоприношение богине урожая (Церере Элевсинской, опять-таки Земле): мессис — для посвященных, мисса — для профанов,* и ныне они трансформированы в христианскую мессу, или литургию.

Софокл говорит в «Электре» (действие второе) об основании Афин — места элевсинских мистерий — как о «священном строении богов», то есть, построенном посредством богов.

Быть может, могут показаться интересными и еще кое-какие детали. Мы знаем, что элевсинские мистерии пережили все остальные. В то время как тайные культы малых богов, таких как: культы куретов и дактилов, поклонение Адонису, кабирам, и даже культы древнего Египта, полностью исчезли под мстительной и жестокой рукой безжалостного Феодосия,* элевсинии не могли быть столь легко ликвидированы. Они были, поистине, религией человечества, и сияли во всем своем древнем великолепии, если даже не в своей первозданной чистоте. Потребовалось несколько веков, чтобы уничтожить их, и они не могли быть полностью подавлены вплоть до 396 года нашей эры.

Но они не ограничили лишь только этим свои прививки, которые они делали дереву христианства. В ходе элевсинских мистерий вино представляло Бахуса, Цереру — хлеб, или зерно.* Теперь Церера, или Деметра, была женским производящим принципом земли; супругой Отца Эфира, или Зевса; и Бахус, сын Зевса-Юпитера, был проявлением своего отца: другими словами, Церера и Бахус были персонификациями Субстанции и Духа, двух животворящих принципов в природе и на земле. Иерофант-посвятитель символически предлагал перед заключительным откровением мистерий вино и хлеб кандидату, который ел и пил в знак того, что дух должен оживить материю:

"Ключ к теософии"
Спрашивающий. Можете ли вы предоставить какие-либо доказательства её эзотеризма?
Теософ. Лучшим доказательством, которое вы можете получить, является то, что каждый древний религиозный или, скорее, философский культ состоял из эзотерического, или тайного, учения и экзотерического богослужения (предназначенного для широкой публики). Более того, хорошо известно, что мистерии древних у всех народов включали в себя "великие" (тайные) и "малые" (публичные) — например в знаменитых торжествах в Греции, называвшихся Элевсинскими.

Платон считал Мистерии самыми священными, а Климент Александрийский, который сам был посвящён в Элевсинские Мистерии, объявил, "что учения, дававшиеся в них, являются пределом человеческого познания". Как вы думаете, были ли Платон и Климент двумя мошенниками или двумя глупцами, или и тем, и другим?

Спрашивающий. Что вы имеете в виду?
Теософ. Я имею в виду, что если именно разницу между ними вы хотите узнать, то я могу сказать, что между верой, основанной на авторитете и верой, основанной на собственной духовной интуиции, есть огромная разница.
Спрашивающий. В чём же она?
Теософ. Одна — человеческое легковерие и предрассудок, другая — убеждённость и интуиция. Как пишет профессор Александр Уайлдер в своём "Введении в Элевсинские мистерии", "Именно невежество ведет к профанации. Люди высмеивают то, что не могут верно понять...

"Эзотерическое христианство"
Это положение не может быть опровергнуто, насколько оно касается древних религий. Мистерии Египта были гордостью этой древней страны и наиболее благородные сыны Греции, как Платон, отправлялись в Саис и Фивы, чтобы получить посвящение у египетских Учителей Мудрости. Митраические Мистерии Персов, Орфические и Вакхические Мистерии и позднейшие Элевсинские полу-Мистерии греков, Мистерии Самофракии, Скифии и Халдеи звучат для нас как нечто знакомое, по крайней мере по имени. Даже и при чрезвычайно пониженном уровне Элевсинских Мистерий значение их ставилось очень высоко самыми выдающимися людьми Греции, каковы Пиндар, Софокл, Изократ, Плутарх и Платон. В особенности они считались полезными по отношению к посмертному существованию, так как Посвященный узнавал из них то, что обеспечивало за ним потустороннее блаженство.
Сопатр утверждал также, что Посвящение устанавливало сродство души с Божественной Природой и в обнародованном гимне к Деметре делаются замаскированные намеки на святое дитя Якха, на его смерть и воскресение, как они представлялись в Мистериях4.
Ямблих, великий теург третьего и четвертого века по Р. Х., дает много сведений относительно Мистерий. Теургия была магической, "последняя часть жреческой науки"5, и применялась она в Великих Мистериях с целью вызвать появление Высших Существ. Теория, на которой основывались эти Мистерии, может быть изложена в коротких словах: существует Единое, предшествующее всякому существованию. Недвижное, Пребывающее в одиночестве Своего собственного единства. Из Него возникает верховное Божество, Самозачатое, Благо, Источник всех вещей, Корень всего, Бог Богов, Первая Причина, раскрывающая Себя как Свет.6. От него происходит Постижимый Мир, или идеальная вселенная. Мировой Разум, Nous, и бестелесные Боги относятся сюда же. От Мирового Разума происходит Мировая Душа, к которой принадлежат "божественные разумные формы, каковые присущи видимым телам Богов"7. Затем следуют различные Иерархии сверхчеловеческих существ: Архангелов, Архонов (Правителей) или Космократов, Ангелов, Демонов и т. д. Человек есть существо низшего порядка, но он связан с упомянутыми Иерархиями своей природой и способен познать их; это знание приобреталось им в Мистериях, и оно вело к соединению с Богом8. В Мистериях излагались эти учения, "происхождение и возвращение всех вещей от Единого и к Единому и полное господство Единого"9 и кроме того вызывались различные Духовные Существа, которые появлялись иногда для того, чтобы учить, иногда для того, чтобы одним своим присутствием возвышать и очищать.

Пифагорейская школа в древней Греции была закрыта в конце шестого столетия до Р. Х., преследуемая гражданской властью, но другие общины продолжали существовать, сохраняя священную традицию21. Мид утверждает, что Платон облек последнюю в интеллектуальную форму, чтобы охранить ее от все увеличивавшейся профанации, тогда как Элевсинские обряды сохранили некоторые из ее форм, потеряв всю их внутреннюю суть. Неоплатоники продолжали дело Пифагора и Платона, и их произведения следует изучать всем, желающим иметь понятие о величии и красоте, которые сохранялись для мира в Древних Мистериях.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]





Сообщение: 693
Зарегистрирован: 19.08.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 21:05. Заголовок: #18041 01.08.07 12:2..


#18041 01.08.07 12:22 (правка 01.08.07 12:43)
Sergey_Voody
До Сократа существовали целые школы (пифагорейцы, милетцы, элеаты), но именно Сократа считают (пусть и неправильно) рационалистическим революционером, сместившим акцент с философии природы на философию человека. В действительности же, акцент сместили софисты, а Сократ был лишь их главным оппонентом. В дальнейшем, "благодаря" софистам, Платону пришлось выстраивать свои идеи чисто рационалистическим способом. Вся же западная философия, по меткому замечанию Уайлдера, есть лишь "несколько комментариев к Платону". Не будь Платона - не сложилось бы рационализма и всех этих философских проблем "идеального" (термин idea введен в философский оборот именно Платоном; у Гомера, например, он означает просто "то, что видно"; подобных ключевых терминов можно подобрать добрый десяток) и "материального" в систематическом виде.

С подобными идеями Ледбитера не приходилось сталкиваться. Было бы интересно почитать...

Может быть, потому мистерии и понадобились в Аттике, что там не было нормального государственного строя и нормальной религиозной организации. С другой стороны, к IV в. до н.э. элевсинские мистерии уже были профанизированы (по словам Блаватской). Это очень показательно - особенно, с учетом того, что классическая "культурная" эпоха наступила в Афинах в V в. до н.э.

"Вегетарианство и веганство"

_---------

Джеймс Фрейзер "Золотая ветвь"

12. Священный брак
- Диана – богиня плодородия
- Диана и Царь Леса (Вирбий); их брак – теогамия (нет прямых доказательств)
- Диана – богиня леса (и не только; богиня природы в целом)
- согласно грамматику Сервию, мужем Дианы был Вирбий
- бракосочетание богов в других мифологиях
- вавилонский Бэл и смертная женщина
- Аммон и жрица (иногда фараон и царица)
- Дионис и женщина
- Элевсинские мистерии: брак Зевса с Деметрой – брак иерофанта и жрицы Деметры (символ)
- аналогичные культы у дикарей

44. Деметра и Персефона
- Дионис – не единственный бог такого рода; то же самое – у Деметры и Персефоны
- умершую дочь (Персефону) оплакивает ее мать (Деметра); более поэтический сюжет, чем в восточных мифах, т.к. речь идет о греках
- гимн принадлежит Гомеру, датируется VII в. до н.э., призван объяснить мистерии
- «в числе обрядов: предварительный пост для всех посвящаемых; факельное шествие; всенощное бдение; обычай сажать новопосвящаемых, которые должны быть скрыты от взоров и хранить молчание, на скамейки, покрытые овечьей шкурой; использование бранных выражений: отпускание непристойных шуток и, наконец, торжественное приобщение к богине глотком ячменного отвара из священной чаши»
- Климент Александрийский полагал, что миф о Деметре и Персефоне был основой элевсинских мистерий
- Деметра – олицетворение зерна; тайну выращивания хлеба открыла Деметра
- статуя Деметры «проработала» до XIX века
- Деметра олицетворяет прошлый урожай, а Персефона – будуший; два аспекта единого

#19085 14.08.07 01:07 (правка 21.08.07 09:00)
Sergey_Voody
Бертран Рассел "История западной философии"

- дионисийская (вакхическая) религия: фракийский бог, примерно в VI в. культ был принесен в материковую Грецию, элемент феминизма (Еврипид «Вакханки»), поедания сырого мяса и т.д.
- главная идея – «энтузиазм» (этимологически «вселение бога»)
- реформа дионисийства Орфеем: Орфей пришел из Фракии (по другим данным – из Египта), очищение от земного, вегетарианство, отождествление с Вакхом, разработанная теология, организация эзотерических сообществ
- главная идея – вино есть символ «духовного опьянения»
- влияние вакхической религии на элевсинские мистерии
- резюме главы: именно сочетание интеллекта и страсти делало греков великими; существовала мировоззренческая тенденция приблизиться к народам востока, но наука эту тенденцию оборвала

"Конспекты", S_V, 08.08.07

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 694
Зарегистрирован: 19.08.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 21:19. Заголовок: #242333 25.02.13 00:..


#242333 25.02.13 00:01
Кelt

Довольно плодотворный выше упомянутый профессор Александр Уайлдер, которого часто цитирует ЕПБ. Доктор медицинских наук, член Теософского Общества. Несколько из его работ:
А. Уайлдер. “Неоплатонизм и алхимия”.
Wilder, Dr. Alexander. “New Platonism and Alchemy. A Sketch of the Doctrines and Principal Teachers of the Eclectic or Alexandrian School; also an Outline of the Interior Doctrines of the Alchemists of the Middle Ages”. Albany, N.Y., 1869.
А. Уайлдер. “Учения и главные учителя александрийской школы”.
А. Уайлдер. “Очерк об эклектической философии александрийской школы”.
А. Уайлдер. “Павел и Платон”.
А. Уайлдер. «Алхимия или герметическая философия».
А. Уайлдер "Введении в Элевсинские мистерии".
А. Уайлдер "Эклектическая философия".

"ЕП Блаватская дома"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 695
Зарегистрирован: 19.08.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 21:22. Заголовок: * Тайные культы (мис..


* Тайные культы (мистерии). Идеология мистерий имеет два источника: с одной стороны, это архаические обряды инициации и тайные союзы, с другой — древние земледельческие религии Средиземноморья.
** Греческие мистерии. Комплекс мистерий Деметры и ее дочери Коры-Персефоны. Элевсинские мистерии.
** Эпоха Римской Империи. Тайные культы божеств: Дионис, Исида, Митра, Серапис, Сабазий, Юпитер, Фракийский всадник.

"Религии мира"
Hele, 08.07.07

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 696
Зарегистрирован: 19.08.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 21:25. Заголовок: #42956 08.08.08 10:5..


#42956 08.08.08 10:59 (правка 08.08.08 11:01)
Виктория Ефремова

Татьяна пишет:
Также она была против ЛЖЕТЕОСОФИИ.
В "Ключе к теософии" Е.П.Б. о разнице между "верой, основанной на авторитете и верой, опирающейся на собственную духовную интуицию"; в кавычках - цитата. Там же она цитирует "Введение в Элевсинские Мистерии" профессора Александра Уайдлера: "В мире действует скрытое стремление к единой цели;и в человеческой доверчивости... заключена почти бесконечная сила, святая вера, способная воспринять Высшие Истины всего сущего" Далее следуют слова самой Е.П.Б.:"Никогда не осознать этой силы и даже не ощутить её в себе тому, кто ограничивает свою "доверчивочть" исключительно авторитарными человеческими догмами - ибо у него она цепко держится за внешний план и не в состоянии приобщиться к управляющей ею Сущности;ведь чтобы сделать это, надо заявить о своём праве на собственное суждение, а этого такой человек никогда не посмеет сделать".
Е.П.Б. была высокого мнения о "собственной духовной интуиции" своих последователей, предполагала в них право "сметь"...

"Страшный Л.Ч-У. и Алиса-из-страны -чудес-Бейли"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 697
Зарегистрирован: 19.08.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 21:27. Заголовок: #247484 07.02.09 21:..


#247484 07.02.09 21:17
Sergey_Voody
В Греции все те же мистерии - Самофракийские, Элевсинские и пр. Пифагорейцы, по-видимому, создали свою особую мистериальную организацию. В Римское время + синкретичные культы. Как бы то ни было, не вдаваясь в конкретику, имеется в виду то, что платонизм и пифагорейство в античности понимались (прежде всего, самими адептами) не как умственная тренировка, абстрактное философствование и пр., не как "учение ради учения", а как учение ради обожения. Платон неоднократно подчеркивает, что философ - это тот, кто понял бренность сущего, и стремится к подлинному Бытию.

"Контуры неоплатонизма"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 698
Зарегистрирован: 19.08.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 21:29. Заголовок: У. Л. Уилмхерст МАСО..


У. Л. Уилмхерст
МАСОНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ

В египетских мистериях эквивалентом «G» служил солнечный символ Ра — Духовного Солнца. В великом храме греческих мистерий в Дельфах, где на протяжении семнадцати столетий проводились элевсинские посвящения, его заменяла пятая буква греческого алфавита E (эпсилон), поскольку число пять является в пифагорейской системе нумерологическим символом человека, в соответствии с его пятью чувствами, пятью лучами, образуемыми двумя его руками, двумя ногами и головой, а также другими соображениями, более сложного характера. Отсюда проистекает и пятиконечная звезда (или пентаграмма), тоже символизирующая человека и разносторонность доступных ему истин. В ритуалах, описанных в «Книге мертвых», кандидат называется «обладателем пяти».

Подобно знаменитым орфическим гимнам пифагорейской и элевсинской школ мистерий, библейские псалмы также являются антологией гимнов иудейских посвященных, и потому в них можно обнаружить множество типично масонских символов и наставлений.

Человеческая душа изначально не имеет пола, но все-таки именно женской половине человечества почему-то приписывают обостренную интуицию и способность ощущать истину. По этой причине в древние времена женщинам разрешали участвовать в элевсинских мистериях; для них был разработан особый ритуал, а в процессии фесмофорий они несли по улице, возложив себе на головы, книги Священного Закона — красноречивую символическую дань и свидетельство удивительной способности женского разума интуитивно улавливать высший смысл этого Закона. Именно женщине — загадочной Диотиме из Мегары — изумленный Сократ был обязан своим наивысшим посвящением в последнюю мистерию — мистерию любви, о которой он с таким благоговением и трогательным красноречием повествует в записанном Платоном «Пире».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет